2.ПОЁМ, ЧИТАЕМ, ОБСУЖДАЕМ…

Стенгазета На главную

            Ну что ж, пришло время продолжить нашу беседу. Вот захожу я на страницы различных вокальных групп, слушаю все что там говорят, и что там происходит и думаю, почему все сводится к одной голой технике? Никто ни слова не говорит об исполнительстве, о музыкальности. Исполнительская задача стоит на самом последнем месте, если вообще эта задача есть. Исполнение зачастую бездушно, и фальшь, пусть даже с минимальной техникой, выходит на первый план, смысл текста пропадает и слушать это становится невозможно. Конечно без техники никуда, но она должна осваиваться в связи с выразительными задачами, как выражение внутренних музыкальных образов. Именно образы должны диктовать исполнителю приемы, технические средства для звукового воплощения, тогда вся его техника будет строиться как выражение определенных музыкально-исполнительских задач.

            Нам всем приходилось видеть и слышать некоторых исполнителей, у которых подчиненность техники исполнительской задаче настолько абсолютна, совершенна, что эта техника совершенно не замечается. Мы воспринимаем только образ, переживание, а техника растворяется в исполнительстве. Может поэтому, выбирая песню для работы, начинающие певцы зачастую берут на первый взгляд легкую песенку, а в работе выясняется, что это далеко не так. Сталкиваются с проблемными переходными нотами, со скачковыми интервалами, крайними низким грудным или верхним смешанным регистрами и тд. И выясняется, что песня слушалась легко, только благодаря исполнительскому мастерству певца. Когда танцует Уланова, мы не замечаем тех элементов техники, которые всегда, как и у других исполнительниц, присутствует в ее танце, а видим образы, переживания, выраженные в совершенной пластической форме. Про таких артистов часто говорят: «ну, ведь это таланты, у них само собою все легко получается, им нечего и учиться»! Между тем, кто знаком с биографиями больших исполнителей, знает, какой ежедневный, кропотливый и целеустремленной работой наполнена их жизнь начиная с детства.

            Я считаю, что бессмысленно учить вокальной технике человека, у которого не развита музыкальность. Его техника будет образована как следствие каких-то побочных моментов. Это мертвое исполнение, не рожденное музыкой. Нервная система способна к различным видоизменениям и развитию под влиянием требований. Музыка должна стать для человека живым языком, который говорит о чувствах, переживаниях, образах действительности. Она должна обозначать явления внешнего и внутреннего мира. Поэтому развитие музыкальности всегда должно предшествовать развитию техники. Если в какой-то момент вы захотите спеть драматическое произведение, а внутри не родится чувство и понимание переживаний, то пока не стоит браться за техническую часть. Вам все равно не хватит переживаний для исполнения. Зритель вам не поверит. Выступление будет сухим, ваш голос не сможет выразить музыкальную мысль. Предлагаю подумать о внутреннем наполнении каждого произведения. За каждой строчкой в тексте лежит глубокий смысл автора, если вы его сумеете понять, то ваше исполнение будет единственным и неповторимым. Возможно лучше оригинала, возможно чуть не так как мы привыкли слышать, но это будет вашим прочтением. И вам поверят! Удачи!  

В следующем разговоре затронем тему развития певческих навыков и развития вокального слуха.