1. НЕ СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ (Акустика голосового аппарата)

Стенгазета На главную

        Волку из сказки про семерых козлят было проще, чем вам, дорогие мои. Он пошел к кузнецу, и тот выковал серому чудесный голос. Вы же сами себе кузнецы, поэтому помогу вам разобраться с тем, как должны работать ваши языки, связки, гортани, глотки для того, чтобы пением не распугивать окружающих.

        Дальше серьезно! Звук голосовой щели (связки) был изучен при операции на гортани. На слух, этот голос, исходящий непосредственно из голосовой щели, по тембру резко отличается от нормального, выходящего изо рта. В нем отсутствует индивидуальный тембр, он носит «пищащий» характер и не имеет формы того или иного гласного звука. Гласные у певца происходят благодаря: а) резонансу глотки б) резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно поэтому мы не можем при едином положении языка произнести разные гласные. Смотрите фото:

 

        Голосовой аппарат с точки зрения акустики представляет собой своеобразный рупор, где над связками расположена система резонаторных полостей (гортань, глотка, рот), открывающихся в пространство своим устьем (ротовое отверстие). Постановку голоса следует рассматривать как нахождение наилучших взаимоотношений между голосовой щелью и резонаторами гортани, глотки и рта. На формирование тембра голоса может оказать существенное влияние носовая и носоглоточная полости. Если у певца плохо развито мягкое небо, то звук начинает частично выходить через нос, что придает гнусавый оттенок. Эта гнусавость является порочной для тембра, и певцы стремятся ее избежать. Хорошим натяжением нёба они перекрывают проход в носоглотку. Мягкое нёбо тренируется специальными упражнениями. Это не безнадежно, как может показаться на первый взгляд. При зевании в жизни у каждого человека присутствует это натяжение, просто надо в повседневной жизни последить за этим и запомнить, что делают мышцы в момент зевка.

         Вибрация- это еще одно составляющее тембра голоса. Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Вибрато было изучено акустиками и как оказалось, звук имеет для нашего слуха красивый, льющийся характер тогда, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду. Если же эти пульсации совершаются чаще или реже, то голос делается менее приятным на слух. Мои ученики часто от меня слышат «убери козлетон в звуке». Это реакция на мелкую вибрацию, которая, конечно же, происходит от зажатия горла и неправильного посыла в дыхании, но об этом позже. Явление вибрато сложно. Детали физиологии вибрато недостаточно хорошо выяснены, но ясно одно, что возникает оно за счет колебания гортани, подвешенной в мышцах шеи и свободного дыхания. Более подробно о вибрации отдельно мы еще поговорим.

         В заключение хочу сказать, что постановку голоса следует рассматривать как нахождение наилучших взаимоотношений между голосовой щелью и резонаторами гортани, глотки и рта. Когда эта связь происходит, то сила голоса возрастает в разы. Кроме того, при правильной постановке голоса, певец так формирует тембр, чтобы больший процент звуковой энергии попадал в высокую певческую форманту (звоночек в голосе) – области, которая лучше всего воспринимается человеческим ухом. Основная задача певца и педагога, работающего над усовершенствованием голоса, -правильно сформировать тембр, найти наилучшие условия для естественной свободной работы голосового аппарата.